«Аэрофлот» приступил к заходу в «Емельяново»

Красноярск может стать базовым хабом нацперевозчика.

Аэропорты Сочи, Екатеринбурга, Новосибирска и Красноярска могут стать новыми региональными хабами «Аэрофлота», заявил на встрече с президентом Владимиром Путиным генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев. Стенограмма их переговоров опубликована на сайте Кремля.

О намерении создать сеть региональных хабов Савельев рассказывал еще на годовом собрании акционеров, которое прошло в конце июня. Тогда он не уточнял, какие именно города рассматриваются для этого. Однако уже тогда топ-менеджер авиакомпании утверждал, что важная задача для «Аэрофлота» — «перемещаться из Москвы», так как со временем аэропорт «Шереметьево» (базовый для перевозчика) исчерпает резервы развития. «Мы успешно развиваемся, и Шереметьево развивается. Но все равно мы видим, что когда-то там будет для нас предел», — уточнил Савельев.

По его словам, компания рассматривает для создания новых хабов четыре города: «… Это Сочи, где мы будем базироваться, а не просто летать, Екатеринбург, где мы будем базироваться, Новосибирск и Красноярск. У нас есть основания полагать, что либо в Красноярске, либо в Екатеринбурге: это как раз расстояние от Китая, где мы будем подхватывать, — либо Красноярск и дальше в Европу, либо Екатеринбург и дальше в Европу. В одном из этих городов мы построим хаб, то есть расписание, где будет транзит, где будет транзитный поток». Савельев говорит, что сейчас компания ведёт переговоры с руководством аэропортов в этих регионах.

«Пресс-лайн» узнал у экспертов рынка, что принесёт Красноярску статус «аэрофлотовского» хаба и насколько это реально.

Юрий Плохотниченко, редактор отдела «Транспорт» Travel.ru:

Если исходить из того, что «Аэрофлоту» нужна база в Сибири — в текущей ситуации Красноярск практически безальтернативен. Разумеется, есть еще Новосибирск, чей аэропорт по своим возможностям подходит даже лучше — но там уже хаб «Сибири» (S7 Airlines), место занято. Теоретически «Аэрофлот» мог бы тоже пойти в Новосибирск — но это мало того, что приведет к переполнению Толмачево, но и резко уменьшит эффективность работы там обоих перевозчиков: они будут драться за одних и тех же пассажиров, и что еще хуже — за одни и те же квоты на международные рейсы. Кстати, эти квоты по большинству интересных из Новосибирска зарубежных направлений, разумеется, давно уже заняты «Сибирью» — и у «Аэрофлота» нет законных способов получить хотя бы половину или даже треть из них. Потому создание «Аэрофлотом» серьезной базы в Новосибирске крайне проблемно и может рассматриваться только в случае, если национальный перевозчик по какой-то причине решится на открытую жесткую конфронтацию с «Сибирью» с целью выдавить ее с рынка, а такой сценарий очень маловероятен. Из других крупных городов остаются Иркутск и Омск — но в обоих аэропорты не годятся ни в аэродромной, ни в терминальной части, и сроки появления там новых — в тумане. Кроме того, в Иркутске также есть заметное присутствие «Сибири», и львиная доля доступных международных квот также принадлежит ей. Итого — Красноярск по факту единственный реальный для «Аэрофлота» вариант в Сибири: Емельяново имеет очень приличный аэродром и новый терминал, и массу незанятых ниш в маршрутной сети. Аэропорту и региону это тоже очень выгодно: первому проект принесёт серьезное увеличение пассажиропотока и, соответственно, доходов, местным пассажирам — ряд новых или усиленных новыми рейсами маршрутов, вероятно, и снижение цен по отдельным направлениям, региону — очевидно, как минимум, сотни новых рабочих мест: как непосредственно для обслуживания новых рейсов, так и косвенно созданных в аэропорту и городе ввиду увеличения пассажиропотока. Кроме того, улучшение транспортной доступности краевой столицы — всегда плюс во многих сферах. Дополнительный бонус: рост в разы туристического транзитного траффика. Возможные направления полетов можно увидеть, посмотрев на хаб «Сибири» в Толмачево — но поделив его на 2 или 3: «Аэрофлот» вряд ли будет заниматься мелкими рынками, которые «Сибирь» обслуживает пару раз в неделю на Embraer.

vk.com/aeroflot

vk.com/aeroflot

Сейчас региону прежде всего не стоит ставить этому проекту палки в колеса — такие случаи в Красноярском крае бывают. Разумеется, авиакомпания Nordstar, имеющая в крае сильные позиции, может быть против — но возможный проект «Аэрофлота» лишь ограниченно задевает ее бизнес, и вероятно, при большом желании им удастся найти компромисс. Nordstar летает по России, тогда как интерес «Аэрофлота» во многом будет состоять в перевозках в зарубежную Азию. Вместе с тем, стоит помнить, что для «Аэрофлота» этот проект похода в регионы — идея не собственная, а навязанная сверху. Соответственно, у менеджмента компании, который последнее десятилетие только и делал, что избавлялся от региональных «дочек» и концентрировал перевозки в Москве, может оказаться немного энтузиазма всем этим заниматься. И вряд ли Красноярск будет первым пунктом приложения их усилий в регионах. В частности, также заявленный «Аэрофлотом» Екатеринбург выглядит для первого такого опыта предпочтительнее Красноярска — и по потенциальному пассажиропотоку, и по географии, и по возможностям аэродрома и терминала в Кольцово. Словом, бронировать билеты еще очень рано — все это не более чем довольно абстрактный пока проект. Но краю и аэропорту Емельяново очень стоит поработать над тем, чтобы он получился.

Максим Балашов, экс-руководитель группы развития аэропорта «Емельяново», консультант в сфере авиаперевозок

Причин для выбора Красноярска в роли территориального хаба для базирования своих самолетов у Аэрофлота может быть несколько. Во-первых, соседний Новосибирск уже давно занят S7, во-вторых, в Красноярске прошлой зимой открылся новый вместительный современный терминал загрузка которого, очевидно, далека от максимума. В-третьих, аэропорт обладает довольно вместительным отапливаемым ангаром, позволяющим обеспечивать необходимое техническое обслуживание самолетов на месте.

Аэропорту и краю базирование нескольких дополнительных воздушных судов особой выгоды не принесут, но, возможно, позволит несколько улучшить доступность как с точки зрения количества рейсов, так и стоимости на перелеты в ближайшие к Красноярску крупные города: Норильск, Новосибирск, Иркутск. Однако стоит понимать, что на этих направлениях уже есть перевозчики, и скорее всего на всех пассжиров не хватит. Ожидать, что Аэрофлот заявится на международных направлениях, стоит вряд ли. Решения об открытии новых направлений авиакомпании принимаются на основании прогнозов экономической эффективности деятельности. Если авиакомпания видит, что планируемый объем пассажиропотока и его платежеспособность покрывают расходы с достаточной для работы рентабельностью — значит, можно пытаться работать на этих маршрутах. Если же финансовый поток оказывается отрицательным уже на стадии планирования операционной деятельности, то ожидать новых рейсов не приходится.

Дополнительных рабочих мест и инвестиций для того, чтобы забазировать несколько самолетов, не понадобится. Это же всё элементарно. А уж свободные места стоянки на нашем немаленьком перроне точно найдутся. И я считаю, что от появления в Красноярске небольшой базы «Аэрофлота» вряд ли что-то существенно изменится. Но вот постоянные пассажиры компании, участвующие в программе лояльности, наверняка будут рады заработать дополнительные мили не только на перелетах в Москву или Хабаровск, куда уже летает дочерняя авиакомпания «Аврора», но в соседние регионы.

vk.com/aeroflot

vk.com/aeroflot

Василий Дамов, PR-консультант

Не готов говорить за проект хаба с точки зрения бизнеса компании, но то, что это безумно выгоден региону — бесспорно. Понятно, что пункты 1-2-3 — это какие-то инвестиции, это какие-то рабочие места (десятки, может быть пара сотен), это какие-то деньги, оставляемые транзитным траффиком. Но есть факторы намного важнее. Во-первых, чисто имиджевый: «Аэрофлот», как ни крути, имеет статус национального перевозчика, и иметь у себя базу нацпера — это аргумент на рынке, и аргумент очень мощный. Во-вторых, это возможность притягивать транзитный траффик в город и даже в край с туристическими целями, чего у нас явно не хватает. В-третьих, увеличение прямых рейсов с Азией и другими регионами РФ — это большое подспорье для бизнеса делать большие проекты в Красноярске. Моё мнение: правительство края должно зубами вцепиться в этот шанс, глава Минтранса должен ночевать в приёмной Савельева, брать финансовыми аргументами или измором, но пока нацпер не примет положительное для Красноярска решение. А не ждать и пускать ситуацию на самотёк.

Илья Шатилин, главный редактор Frequentflyers.ru

Во-первых, Красноярск расположен ровно посередине России, отсюда одинаково лететь что до Калининграда, что до Камчатки. И, что важно, эти рейсы можно выполнять на среднемагистральных самолетах (Airbus A320/321, Boeing 737-800, в перспективе МС-21), которых у «Аэрофлота» больше всего. Красноярск, как хаб, позволит продавать билеты с удобными короткими стыковками между любыми парами городов как в пределах Сибири, так и с городами европейской части страны и Китая, реализуя поручение правительства по наращиванию «горизонтальных» связей между регионами, минуя Москву. Красноярский хаб станет отличным конкурентом новосибирскому, который развивает S7 Airlines. Аэропорту это принесет дополнительный пассажиропоток, региону — новые рабочие места и инвестиции. Особой альтернативы Красноярску в качестве хаба я не вижу, в ближайших городах аэропорты существенно меньше и не рассчитаны на обслуживание трансферных пассажиров в значительных объемах, плюс тут есть мощный ТЗК, новый большой терминал и т.п. Но решение будет зависеть и от условий, которые получит «Аэрофлот» от красноярского аэропорта.